на SpaceAvia.ru:

космос
авиация
информация
о проекте

spaceavia@mail.ru

Мировая космонавтика остается мужской профессией



По информации из Роскосмоса, к заключительному этапу конкурса по отбору космонавтов, объявленного в начале года, допущено несколько женщин (точное количество, как в старые времена, хранится в секрете до публичного их представления).

Мировая космонавтика остается преимущественно мужской профессией. И если в других космических державах женщины в скафандрах все чаще покоряют "большие высоты", на родине пилотируемых космических полетов эта тенденция пока не установилась.

Между тем история женского отряда российских космонавтов насчитывает уже полвека. В 1962 году из тысячи претенденток было отобрано пять человек - инженер Ирина Соловьева, математик-программист Валентина Пономарева, ткачиха Валентина Терешкова, учительница Жанна Еркина и секретарь-стенографистка Татьяна Кузнецова.

Проверку женщины проходили по полной программе. Устойчивость организма к воздействию высоких температур проверялась в термокамере. В летном комбинезоне сажали в камеру с температурой 70 градусов и влажностью 30% и держали в ней до тех пор, пока температура тела у испытуемой не подскакивала на два с половиной градуса, а пульс учащался до 130 ударов в минуту.

За невесомостью женский отряд летал на истребителе МиГ-15-спарка. За один полет самолет успевал сделать три - четыре горки, на каждой из которых невесомость длилась около 40 секунд. На одной горке нужно было написать фамилию, имя, отчество, поставить дату и расписаться; на другой - попробовать поесть из тубы; на третьей - произнести по рации заданную фразу.

Тяжелыми были и морские испытания - для отработки действий космонавта в случае приводнения. Скафандр был один на всех - технологический, а не сшитый по мерке, причем большого размера, на рост 168-170 сантиметров. Между тем, женская группа делилась на "длинных" - Терешкова, Кузнецова и Еркина - с ростом 164 сантиметра, и "коротких" - Пономарева и Соловьева - 161 сантиметр.

Как рассказывают участницы группы, при приводнении гермошлем съезжал вперед, а шлемофон сползал на глаза. Нужно было имитировать отцепку парашюта, а замки уползали назад и куда-то вбок. И это в надутом скафандре и перчатках. До замков было трудно даже дотянуться, не говоря о том, чтобы открыть. Уже при небольшой задержке начинался перегрев организма.

После госэкзамена по общекосмической подготовке состоялось официальное представление женского отряда генеральному конструктору Королеву, который весьма резко высказал неудовлетворенность составом группы.

16 июня 1963 года на стартовую площадку в скафандрах прибыли двое - Терешкова и Соловьева. Когда перед этим на Ирину надевали скафандр, порвалась гермооблочка в районе шеи. Пришлось срочно менять его на скафандр Пономаревой. Если бы порвался скафандр Терешковой, его из-за разницы в росте заменить было бы нечем, и тогда первой в мире женщиной - космонавтом могла стать Ирина Соловьева.

Трое суток, пока летала Терешкова, вся женская группа провела на космодроме. 19 июня корабль "Восток" и летчик-космонавт Терешкова, каждый на своем парашюте, благополучно приземлились поблизости друг от друга. К этому времени в отряде все уже знали, что Терешкова в полете чувствовала себя, мягко говоря, неважно и не все пункты полетного задания смогла выполнить.

Внешне триумфальный полет Терешковой не поколебал уверенности Королева в женской космической профнепригодности. Окончательно отряд расформировали "за невозможностью использования" уже после смерти генерального конструктора осенью 1969 года.

После расформирования женского набора в Центре подготовки космонавтов осталась только Терешкова. Она пробыла в отряде до 1997 года, и это пребывание было формальным.

Для полетов на орбитальных станциях в отряды РКК "Энергия" было набрано восемь женщин, но лишь двум из них - Светлане Савицкой - дочери маршала - и Елене Кондаковой - жене Валерия Рюмина - космонавта и заместителя генерального директора "Энергии" - посчастливилось слетать в космос.

До 2004 года последней женщиной в отряде космонавтов оставалась Надежда Кужельная. Высокопоставленных родственников у нее не было и, несмотря на то, что она считалась высококлассным специалистом, за десять лет пребывания в отряде в космос она так и не полетела.

Сейчас в отряде Роскосмоса одна женщина - Елена Серова, однако ее космическая судьба, неясна. Она в отряде с 2006 года, но до сих пор не назначена ни на один полет…

Между тем, результаты исследований о влиянии космоса на здоровье женщин далеки от оптимизма. Вот несколько пунктов из соответствующего последнего отчета НАСА.

1. Уровень радиации во время полетов на низких орбитах Земли и тем более в глубоком космосе таков, что он препятствует возможности забеременеть даже после окончания полета. Для нормального течения беременности уровень радиации не должен превышать 500 микрорентген за всю беременность (не более 50 в месяц). На МКС этот уровень менялся в зависимости от положения станции в космосе, но за всю беременность составил бы 35 000 микрорентген. Влияние космоса может привести к отсутствию овуляции и уменьшению уровня эстрогена, что, ко всему прочему, повышает потеряю кальция костями и потому приводит к остеопорозу (сильнее у женщин, чем мужчин).

2. При отсутствии силы тяжести застой крови внутри органов малого таза может увеличить риск эндометриоза (гормональное заболевание женских половых органов - прим. авт.).

3. Астронавтам рекомендуется до полета сдать на хранение свои яйцеклетки и сперматозоиды, если они планируют стать впоследствии родителями.

Российский эксперт в области космонавтики, кандидат медицинских наук Ростислав Беледа, 14 лет проработавший главным сексопатологом в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале, убежден, что, космические полеты негативно сказываются на всех функциях жизнедеятельности женского организма, и особенно на таких уязвимых, как репродуктивные. Ни одна из американских женщин-космонавтов после полетов не забеременела. У мужчин после многодневных полетов тоже возникали проблемы, но не с зачатием, а с потенцией.

Что касается продления рода на орбите, то к неутешительному выводу о невозможности данного процесса, во всяком случае, на нынешнем этапе, международное научное сообщество пришло после многих лет исследований. Экипажи МКС неоднократно проводили опыты над птенцами японского перепела, которые выводились на орбите. Все птенцы впоследствии погибли. Часть - на борту станции. Выжившие не выдерживали перегрузок при посадке. Они не могли нормально питаться, не ориентировались в пространстве. Решение этой проблемы не найдено до сих пор.

Наконец, существует беспристрастная американская статистика в отношении судеб, в частности женщин, побывавших в космосе. Ни одна из американок, побывавших в космосе (более 30), детей не родила. В американском отряде астронавтов сегодня есть только одна семейная пара - Маргарет Седдон и Роберт Гибсон. А вот другая супружеская чета, Рональд Сега и Бонни Данбар, в прошлом году распалась. Детей у них не было.У 63 процентов астронавтов-мужчин и у 80 процентов женщин возникают половые дисфункции.

Весьма вероятно, что неуверенность "в завтрашнем дне" российской пилотируемой программы и беспокойство за собственное здоровье заставили замглавы Роскосмоса Виталия Давыдова признать в конце прошлого года, что на конкурс по приему в отряд "не поступило достаточного количества заявок от женщин".







Самолет Ла-5

вид сверху, Xara Xtreme
Самолет Ла-5

Шасси самолета АН-2

серийный, пассажирский, изометрия, АН-2 шасси, Xara Xtreme
Шасси самолета АН-2

«Стратосфера» М-17

серийный, изометрия, М-17 «Стратосфера», Xara Xtreme
«Стратосфера» М-17

Логотип NASA

логотип в векторном формате. Adobe Illustrator, Corel Draw, Xara Xtreme
Логотип NASA

АН-2, Польша

серийный, пассажирский, вид слева, АН-2 в окраске польского института авиации, Xara Xtreme
АН-2, Польша

АН-2, СССР

серийный, пассажирский, вид слева, АН-2 в окраске Управления полярной авиации, СССР, Xara Xtreme
АН-2, СССР

Ракета-носитель Ангара 3А

РН Ангара 3А, вид снизу, векторная графика
Ракета-носитель Ангара 3А

Схема полета ракеты-носителя Бурлак

Схема полета ракеты-носителя Бурлак, векторная графика
Схема полета ракеты-носителя Бурлак

РН Сатурн-5 - Аполлон

Программа исследований Луны: Сатурн-5 - Аполлон, векторная графика
РН Сатурн-5 - Аполлон

АИР-1, Яковлев

опытный, спортивный, вид слева, АИР-1 после рекордного перелета Москва-Харьков-Севастополь-Москва, Xara Xtreme
АИР-1, Яковлев

Логотип КБ им. Сухого

логотип в векторном формате. Adobe Illustrator, Corel Draw, Xara Xtreme
Логотип КБ им. Сухого

ГИРД-09, ГИРД-Х, ГИРД-07, Р-3

Экспериментальные ракеты РНИИ
ГИРД-09, ГИРД-Х, ГИРД-07, Р-3

АИР-2, Яковлев

опытный, спортивный, вид сверху, Xara Xtreme
АИР-2, Яковлев

Логотип ОКБ им. Ильюшина

вариант 1, логотип в векторном формате. Adobe Illustrator, Corel Draw, Xara Xtreme
Логотип ОКБ им. Ильюшина

Самолет АН-4 на поплавках

серийный, пассажирский, изометрия, АН-4 в окраске авиации морского флота, Xara Xtreme
Самолет АН-4 на поплавках

Компоновка самолета Бериева Бе-16

компоновка самолета, вид слева
Компоновка самолета Бериева Бе-16

Ракета-носитель Ангара 5А с РБ УКВБ

РН Ангара 5А с разгонным блоком УКВБ, вид снизу, векторная графика
Ракета-носитель Ангара 5А с РБ УКВБ

Space Shuttle

Твердотопливный ускоритель транспортной системы Спейс Шаттл, вариант 1, векторная графика
Space Shuttle

Самолет Аккорд-201

вид слева, Xara Xtreme
Самолет Аккорд-201

Самолет Ла-5

вид спереди, Xara Xtreme
Самолет Ла-5

Схема полета РН LLV3

Трехступенчатая ракета-носитель LLV3. Схема полета
Схема полета РН LLV3

АИР-5, самолет Яковлева

опытный, пассажирский, вид снизу, Xara Xtreme
АИР-5, самолет Яковлева

АИР-10 на поплавках

опытный, спортивный, вид спереди, АИР-10 на поплавках, Xara Xtreme
АИР-10 на поплавках

Геофизические ракеты

Первые ракеты ОКБ-1
Геофизические ракеты

Ракета-носитель Восток, головная часть

РН Восток с космическим аппаратом Луна в качестве полезного груза, компоновочная схема, векторная графика
Ракета-носитель Восток, головная часть

Проект лунного ракетного комплекса

Проект лунного ракетного комплекса, вид снизу, векторная графика
Проект лунного ракетного комплекса

Энергия, Энергия-Д, Энергия-К, Энергия-С

Возможные варианты компоновки ракеты-носителя Энергия различными разгонными блоками (РБ)
Энергия, Энергия-Д, Энергия-К, Энергия-С

Одноступенчатый МКР

Одноступенчатый многоразовый космический ракетоплан (МКР), вид спереди, векторная графика
Одноступенчатый МКР

Схема полета РН Atlas-Centaur

Схема полета РН Atlas-Centaur, векторная графика
Схема полета РН Atlas-Centaur

АН-2 для съемок фильма

серийный, пассажирский, вид слева, АН-2 в окраске для съемок фильма, Xara Xtreme
АН-2 для съемок фильма

Жизнь человечества обречена, если человек останется на Земле
«Да ну ее, эту Землю! — выдал мне вдруг Илон Маск с улыбкой. — Кого она волнует?» Мы сидели в его маленьком кабинете, в углу просторного офиса, расположенного в штаб-квартире компании SpaceX в Лос-Анджелесе. Был солнечный день, четверг, один из тех дней, когда Маска можно застать в SpaceX. Но Илон лукавил, иронизировал, — ведь именно он больше всех озабочен судьбой Земли. Помимо SpaceX, ему принадлежит компания, выпускающая электромобили. Такой уж у Маска нрав. Правда, на телевидении он может..... ›››

Бомбардировщику-ракетоносцу Ту95-МС присвоено имя «Изборск»
В минувшую субботу, 16 августа, на военном аэродроме города Энгельса Саратовской области члены Изборского клуба приняли участие в торжественной церемонии присвоения стратегическому бомбардировщику-ракетоносцу Ту95-МС имени «Изборск» Открыл церемонию, губернатор Саратовской области Валерий Радаев: "Дальняя авиация – часть ядерного щита России. Добрая традиция давать личные имена крылатым судам, заведенная в годы Великой Отечественной, добавляет уверенности в незыблемости воздушных границ...... ›››

День космонавтики в Автомире
В честь Дня космонавтики в салонах Автомир стартует особый праздник, который позволит стать чуть ближе к звездам. C 8 по 13 апреля в дилерском центре SsangYong – неделя космической выгоды. Вас ждут головокружительные скидки на автомобили и приятные сюрпризы! Момент, когда в 1961 году на земную орбиту был выведен первый в мире космический корабль спутник «Восток», навсегда вошел в историю. Автомир предлагает сделать этот праздник еще более ярким и воспользоваться особыми условиями приобретения..... ›››

Мотофристайл-шоу на авиасалоне МАКС-2013!
Внимание, воздух! Только 2 дня – 31 августа и 1 сентября 2013 года в рамках международного авиационно-космического салона (МАКС) состоится грандиозное шоу, покорившее всю Россию, – Adrenaline FMX Rush. Посетители МАКСа смогут увидеть невероятные трюки от ведущих российских и зарубежных райдеров! Шоу Adrenaline FMX Rush уже прокатилось по всей стране – от Западной Сибири до Центрального региона – и наконец, невероятные трюки, исполняемые в воздухе на высоте 5-этажного дома, можно будет увидеть..... ›››

В космическом фонтане «Ракета» разместилась трибуна!
С 28 по 30 июня 2013 года в Москве впервые прошел международный музыкальный фестиваль PARK LIVE. Для проведения этого мероприятия Всероссийский выставочный центр предоставил свою уникальную историческую площадку. За три дня PARK LIVE посетили более 40 тысяч москвичей и гостей столицы! Главный музыкальный фестиваль 2013 года собрал рекордное количество участников и посетителей. Чтобы добиться таких высоких результатов, Всероссийский выставочный центр организовал удобное пространство для музык..... ›››

Первый запуск частной ракеты-носителя «Антарес»
Осуществлен первый запуск частной ракеты-носителя «Антарес», разработанной американской Орбитальной научной корпорацией. Ракета, сообщается на сайте NASA в воскресенье, 21 апреля, стартовала с космодрома на острове Уоллопс, расположенном около восточного побережья штата Вирджиния. Первоначально планировалось, что «Антарес» отправится в первый полет 17 апреля, однако за несколько минут до старта запуск был отложен по техническим причинам. Старт «Антареса» был произведен в рамках многолетнег..... ›››

Мировая космонавтика остается мужской профессией
По информации из Роскосмоса, к заключительному этапу конкурса по отбору космонавтов, объявленного в начале года, допущено несколько женщин (точное количество, как в старые времена, хранится в секрете до публичного их представления). Мировая космонавтика остается преимущественно мужской профессией. И если в других космических державах женщины в скафандрах все чаще покоряют "большие высоты", на родине пилотируемых космических полетов эта тенденция пока не установилась. Между тем история женс..... ›››

У ИЛ-76 заменят более половины парка
«К 2020 году планируется заменить около 70% парка существующих самолетов Ил-76 на новые и модернизированные», - сообщил Дрик. Он отметил, что до 2015 года Военно-воздушные силы планируют закупить новые Ил-476. Дрик сообщил, что модернизированный Ил-76МДМ получит двигатели ПС-90А, которые значительно экономичнее. В новых двигателях уменьшены показатели шумности, в отличие от Д-30КП, которые установлены на сегодняшних версиях Ил-76МД, сказал он, передает «Интерфакс». «До 2020 года в Военно-в..... ›››